100-летие мученического подвига сщмч. Николая Удинцева

7 июля в селе Коптелово была отслужена Божественная Литургия, в день 100-летия со дня гибели, священника Вознесенской церкви с. Коптелово, свщмч. Николая Удинцева, святого нашей епархии. По селу прошел Крестный ход, прихожане и гости прихода помолились у поклонного креста, вместе с  отцом  Константином  Шмельковым.  С докладом «Священномученик Николай Удинцев: материалы к биографии» выступил иеродьякон Прокопий  (Руднев).

Представители шести поколений Удинцевых были священнослужителями Спасской церкви с. Скородумского  Ирбитского уезда с 1729 по 1877 годы. Будущий Священномученик Николай Удинцев родился 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника Спасской церкви села Скородумского. Обучался в Пермской духовной семинарии. После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде. В это время он вступил в брак с дочерью диакона села Ницинского, Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец — сын Александр, а еще через два года — сын Дмитрий. На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского в 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петропавловскую церковь села Петропавловского.

В июле 1915 года батюшка был переведен для служения в Вознесенскую церковь села Коптеловского Верхотурского уезда. Тревожное  было время, приближалась революция и гражданская война. Летом 1918 года на Урале происходили трагические события: бои белогвардейцев с красными, аресты и убийства мирных жителей. Положение большевиков в стране в то время стало критическим. В этих условиях на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, провозглашавшая защиту новой власти обязанностью всех граждан. Специальным постановлением «О строительстве Красной армии» съезд закрепил создание вооруженных сил регулярного типа на принципах принудительной мобилизации, введя Закон о всеобщей воинской повинности.

Однако насильственная мобилизация в части Красной армии, а также грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, вызвали на всей территории Урала многочисленные крестьянские восстания. Только что вернувшиеся домой после Первой мировой войны мужчины в большинстве своем отказывались вступать в ряды красных. Все эти волнения характеризовались властью как «мятежи кулаков-контрреволюционеров» и подавлялись беспощадно, с особенной жестокостью.

Подобная ситуация сложилась и в Верхотурском уезде. В ответ на приказ о мобилизации здесь по инициативе жителей села Арамашевского, расположенного рядом с селом Коптеловским, были устроены митинги с участием представителей от 15 окрестных волостей. На них вынесли следующую резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать». Арамашевцы отказывались идти воевать в Красную армию, а когда карательный отряд все же вынудил сельчан повиноваться и вступить в ряды красных, то вскоре по прибытии на фронт близ села Голубковского Ирбитского уезда мобилизованные целой ротой в 180 человек с ружьями и пулеметами перешли на сторону белых, вступив в Народную армию.

Жители села Коптеловского также наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. Оставлять семьи и идти в самую страду воевать «за светлое будущее» никому не хотелось. Тем не менее, в агитации против мобилизации был заподозрен священник села отец Николай Удинцев.

После того как рядом с Коптеловским появилась первая разведка войск Народной армии, положение красных стало особенно напряженным. Чувствуя, что вскоре им придется оставить село, они решили расправиться с отцом Николаем, к которому и раньше относились враждебно. Подошедшими красноармейскими частями был открыт оружейный огонь по селу Коптеловскому. Когда началась бомбардировка, отец Николай пришёл в церковь, с  ним пришли и жители села, они заперли  входные двери  изнутри,  дабы не могли попасть красноармейцы,  и стали молиться. После обстрела село было занято красноармейцами. Часть их рассыпалась по селу, а часть стала разбивать церковь, бросая в окна ручные бомбы. Спустя некоторое время двери были разбиты и 50 человек  красноармейцев, ворвались  в церковь. Батюшка служил молебен.

Все были арестованы и отправлены в волостное управление  на допрос, по окончании которого всех  отпустили. За исключением священнослужителя отца Николая Удинцева, батюшка принял мученическую смерть: озверевшие красноармейцы расстреляли его в затылок и проткнули штыками, которые были примкнуты к  винтовкам.  Случилось это 25 июля/7 августа 1918 года.

Священномученик Николай Удинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии в 2002 году.

По оценкам историков, с 1918-го до конца 1930-х в ходе репрессий в отношении духовенства было расстреляно либо умерло в местах лишения свободы около 42 000 священнослужителей.

Фонд святителя Николая Чудотворца

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *